Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного
возраста очень актуальна в наше время.
Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной
активности: у детей недостаточно сформирована потребность в
самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на
сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка,
целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач,
можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько
последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие
внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать,
выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку,
получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с
объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми
следует отдавать практическим методам обучения.
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного
возраста является не расширение образовательных задач, а разработка новых
педагогических технологий, связанных, в первую очередь, со спецификой общения
ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией
жизни ребенка в детском саду, направленных
на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие
личности.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности сейчас
находится каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска стала новая
технология, интересное методическое пособие – лэпбук.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть
итогом проектной и самостоятельной деятельности детей,
тематической недели, предусмотренной основной образовательной
программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован
при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость может быть разнообразной: это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук
дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок
становится активен в выборе содержания своего образования.
Лэпбук – отличный способ закрепить определенную тему с детьми,
осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе
которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он
помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше
понять и запомнить материал. Это отличный способ и для закрепления
материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и
повторяет пройденное, выполняя разнообразные задания, выбирая заинтересовавшую
его игру. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя
навыки школьного обучения.
Были
разработаны уникальные лэпбуки различной тематики "Россия - Родина
моя", "Семья", "Зима", "Весна",
"Лето", "Осень", "Правила дорожного движения",
"Речевичок"
Таким
образом, видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании
данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка,
раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в
свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует
социальному заказу на современном этапе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий