Одним из основных
направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через
игру.
Игра на занятиях и в
режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок.
Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи,
так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время
энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным
звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
Игра дошкольников:
побуждает детей к
общению друг с другом;
способствует
закреплению навыков пользования инициативной речью;
способствует совершенствованию разговорной речи;
способствует обогащению
словаря;
оказывает влияние на
формирование грамматического строя языка.
Дидактическая игра — одна из форм
обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра —
основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно,
чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного
материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания
умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу
познания. Игра помогает сделать
любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует
работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое
значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется
познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению
представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания,
памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует
игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка,
коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое,
экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает
речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует
правильное звукопроизношение, развивает связную речь,
умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре надо отводить работе со звуком,
буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени
уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух
ребёнка. У многих детей есть
дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в
фонематическом развитии создаёт
серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по
чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические
обобщения о звуковом составе слова.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к
общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать
закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную
речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи и т. д.
Ребёнок начинает осознанно относиться к
воспринимаемой речи взрослых
и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные
особенности художественной речи, языка
произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе
представить, что ребёнок, «глухой» к
звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать
поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в
дошкольном возрасте способствует в дальнейшем
благополучному обучению в школе.
Дидактические игры по развитию речи как форма
обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и
игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты
игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко
распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры
являются мощнейшим средством для развития речи у
детей еще и потому, что их можно рекомендовать для
использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в
области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Можно использовать в работе следующие виды игр:
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить
внимание детей на то, что находится
рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В
этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в
сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов
ее решения, поэтапное решение задач и т. д. (на занятиях)
Игры – поручения по содержанию проще, а по
продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками,
словесные поручения. («Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)
Игры – предположения («что было бы, если…»).
Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления
последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей,
они учатся слушать друг друга. (по картотеке)
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний,
находчивости. Разгадывание загадок развивает способность
к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным
является непосредственность переживаний, заинтересованность,
доброжелательность. Такая игра предъявляет
требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она
воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании,
дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для
проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным
и понятным, чтобы вызвать интерес детей.
1.Игры
для развития фонетико-фонематической
стороны речи
«Поиграем в сказку»
Взрослый
предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя».
Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло
Иванович (низкий голос, Настасья Филипповна (голос средней высоты) или
Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится
поочередно различным по высоте голосом, в трё х вариантах:
- Кто сидел на моем
стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей
постели?
- Кто же был в нашем
доме? И т. п.
«Испорченный
телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Игровые
правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто
неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний
стул.
Игровое действие: шепотом передавать
слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего
при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий
тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему,
тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего
ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово,
предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий
спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое
они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон».
Провинившийся занимает место последнего в ряду.
«Светофор»
Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное
название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок,
если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:
Баман Паман Банан Банам Витамин Митанин Фитамин |
ваван даван баван ванан витанин митавин фитавин |
альбом айбом аньбом авьбом клетка кьетка клетта |
альпом альмом альном аблем кьекта кветка тлекта |
2. Игры
для развития лексической стороны речи (формирования словаря)
«Переезжаем
на новую квартиру»
Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и
похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Игровой материал:
1. Предметные картинки (парные) :
чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник,
кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан,
свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки,
туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.
«Коробочки для складывания картинок.»
Ход игры: играют 6 детей.
Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например : чашка-стакан, платок-косынка,
ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую
квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду
упаковывать посуду. Вы мне будете помогать.
Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие
вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником.
Собранную посуду я сложу в синюю коробку».
Воспитатель называет по
одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается
(предъявляет чайник, картинка остается у него.
К концу игры у детей не должно остаться ни одной
картинки. Проигравшим считается тот, у
кого остались картинки.
Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря
воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и
говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с
предъявляемым.
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на
стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто
ошибся, платит фант.
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с
детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный
корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».
Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро
отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается,
платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают
овощи, у которых съедобны вершки».
«Фрукты
– овощи»
Цель игры: дифференциация сходных
понятий.
Ход игры. В начале игры ведущий
напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие - овощами. Для
фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей
– «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях
стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой
изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют
её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде».
Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если
ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её
себе. Игра заканчивается после
того, как всё картинки будут находиться у детей.
Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.
Игра «Фрукты-ягоды» проводится так
же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие
картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.
3. Игры
для развития связной речи
«Составь два рассказа»
Цель: научить различать
сюжеты разных рассказов.
Описание игры. Перед ребёнком кладут
вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а
затем составить рассказы по каждой серии.
«Поиск пропавших деталей».
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной
картинки.
Ход игры: «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой
картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место
каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
Комментариев нет:
Отправить комментарий