воскресенье, 21 марта 2021 г.

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольника»

 

«Дидактическая игра как средство развития речи     дошкольника»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития речевой активности ребёнка.

2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках дидактического материала.

Участники: воспитатели, родители

Подготовительная работа: анкетирование родителей, индивидуальные приглашения, памятки для родителей, памятка по игре, советы, оформление группы, музыкальное сопровождение.

Оборудование:

- столы расставлены по кругу; - подборка дидактических игр; - магнитофон.

Ход мероприятия

Звучит музыка, родители рассаживаются за круглым столом.

«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я. Он прошептал мне на ухо«Приди, поиграй со мной!» – Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. И именно через игру можно добиться положительных результатов. Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т. д.) Теперь я могу понять с каким настроением вы пришли к нам. - А как без слов подарить хорошее настроение другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. А теперь давайте поговорим на тему, ради которой мы сейчас собрались. К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становиться словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные прилагательные. Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают. Затрудняются назвать части предмета, части тела.

И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа: расширять и активизировать словарь и формировать правильное звукопроизношение. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта, иными словами мы должны подготовить почву для их успешного обучения в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речиРазвитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Ведущая роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста принадлежит взрослым: воспитателям в детском саду, родителям дома. От культуры речи взрослого, от того, как они общаются с ребенком, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка. Очень важно обогащать активный и пассивный словарь ребенка, используя существительные, обозначающие названия игрушек, предметы личной гигиены, одежды, мебели, посуды, овощей и фруктов, домашних и диких животных, глаголы обозначающие действия, наречия, прилагательные обозначающие цвет, величину, вкус, предлоги.

С малышами нужно говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений. Дети 2-3 лет очень наблюдательны. Ни один предмет в руках взрослого не останется не замеченным. Играя с малышом, что-то рассматривая или создавая, взрослый должен рассказывать о том, что он делает и зачем. Если ребенка это заинтересовало, он начнет повторять понравившиеся слова и фразы за взрослым. Как можно чаще нужно давать детям разнообразные поручения, которые позволят общаться посредствам речинапример «Посмотри и расскажи мне, кто пришел?»«Узнай у папы …»

Предлагать детям рассматривать картинки, книжки, игрушки, доступно и эмоционально рассказывая детям об этих предметах, об интересных фактах. Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя, отвечать на простые вопросы«Что?»«Кто?»«Что делает?» и на сложные«Что везет?»«Кому?»«Где?»«Куда?».

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой. Отправляясь с ребенком на прогулку, поговорите с ним, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую одежду мы одеты и почему? Какое сейчас время года? Прочитать стишок, рассказать потешку. В первую очередь мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова: золотое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, весеннее, теплое. Учить замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Важное значение имеет наличие дидактических игрушек, которые выполняют такие задачи, как: сравнение предметов по размеру, цвету, форме, башенки, матрешки). Где по ходу игры ребенок использует речевые выражения. Конечно же, должны быть игры на развитие мелкой

моторики пальцев рук, что имеет прямое отношение на развитие речи малышей, это «Вкладыши»«Шнуровки»«Пазлы». Используя все перечисленное в работе с малышами, мы сможем выполнить главные задачи по развитию речи детей – научить вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства и впечатления, используя речевые средства. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили дидактические игры на речевое развитие, в которые вы можете поиграть дома с малышом.

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику) «шарик» - надуть щёки, сдуть щёки, «вкусное варенье» - облизать верхнюю губу, «часики» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка, как часовую стрелку, переводить из одного уголка рта в другой.

(игры для формирования звукопроизношения) Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу«сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

От-от-от – полосатый кот. Та-та-та – увидели кота. Ту-ту-ту – подошли к коту. Том-том-том – поиграй с котом. Та-та-та – хвостик у кота. Те-те-те – помним о коте.

Теперь давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку, например «Колобок») .

Игра «Четвёртый лишний». Что лишнее?

Береза, ель, клен, тополь. (Ель — хвойное дерево) Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу) Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком) Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)

Люди и животные.                                               

Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с нашими меньшими братьями.

Дополните фразы: Глупый, как… (утка). Хитрая, как … (лиса) Надутый, как… (индюк). Упрямый, как… (осел). Грязный, как… (поросенок). Небритый, как… (еж) Пучеглазый, как…). Трещит, как… (сорока) Воркуют, как… (голубки). Порхает, как … (бабочка). Молодцы!

У каждого ребёнка есть любимая игрушка, в которую он чаще всего играет, и вы с уважением относитесь к их выбору. Задание родителям: нарисуйте картинку с любимыми игрушками вашего сына, дочери. А сейчас мы зачитаем ответы детей, совпадут ли они с теми рисунками, которые вы нарисовали.

Для игры нужна практика. Играйте с детьми как можно чаще. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помнитеигра – прекрасный источник умственного, физического, духовного, эмоционального развития ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка.

Сейчас я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

Поднимите правую руку те кто, заинтересован в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

А теперь предлагаю поднять левую руку тем, кто считает, что его ребенок чисто, внятно, правильно говорит. Посмотрите, как мало рук. Действительно в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано, и это физиологическая норма, т. е. свойственно данному возрасту.

Предлагаю теперь поднять обе руки тем родителям, которые читают дома своим детям небольшие стихотворения, заучивают их, читают сказки и ведут беседу по прочитанному произведению?

В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет. Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Решение родительского собрания:

- Создать дома условия для разных видов игр. - Систематически играть вместе с ребёнком в разные игры (настольно – печатные, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые, поддерживать интерес к играм новыми впечатлениями от окружающей действительности (прогулки, посещение зрелищных мероприятий, выставок).

При подготовке нашего собрания мы приготовили анкеты для вас. Заполните их, пожалуйста! (заполнение анкет)

Итак, уважаемые родители, во время пребывания ребенка в детском саду мы составили вот такой треугольник. Во главе треугольника стоит ребенок. От успешного взаимодействия нашего союза«Педагог – ребенок – родители» зависит полноценное развитие ребенка. Только с вашей помощью и поддержкой развитие вашего ребенка будет полноценным и всесторонним.

Спасибо за внимание!



Комментариев нет:

Отправить комментарий